Как правильна сажать пакера
Подготовка к работе и спуск в скважину
Для спуска пакера необходимо подготовить скважину промывкой ствола и шаблонированием на глубину спуска пакера. В качестве шаблона, как правило, применяются резиновые манжеты пакера. Допускается производить шаблонирование скважины металлическим шаблоном 123-0,5 мм длиной 1 м для обсадной колонны 146 мм и шаблоном 140-0,5 мм той же длины для обсадной колонны 168 мм.
Спуск и подъем шаблона должны производиться без прихватов на всей глубине шаблонирования. Резиновые манжеты шаблона после подъема должны быть в исправном состоянии. Металлический шаблон не должен иметь рисок и задиров, свидетельствующих о неисправности обсадной колонны.
Спуск пакера производится только в заглубленную скважину; не допускается производить спуск пакера в скважину с признаками фонтанирования.
Пакер проверяется на целостность резиновых манжет, резинового кольца и пружин, а также на подвижность верхней части пакера относительно нижней и правильность прилегания клапане к седлу (внешним осмотром).
Пакер вручную устанавливается в устье скважины. Затем во внутренний канал пакера заводится толкатель, соединенный с первой трубой подвешенной на крюке талевой системы.
Верхняя часть пакера удерживается в поднятом положении, пока верхняя манжета не войдет в обсадную колонну. При этом фонарь толкателя должен находиться выше бурта штока во избежание его преждевременного запирания под буртом.
Спуск пакера происходит под действием веса труб через толкатель. В течение всего спуска не допускается производить подъем колонны труб, т.к. это приведет к преждевременному переключению фонаря толкателя и сделает невозможным дальнейший спуск пакера. Подъем труб для освобождения элеватора производится не более чем, на 10…20 см.
Во избежание порчи резиновых манжет скорость спуска пакера в скважину не должна превышать 0,1 м/с (примерно одна труба в минуту).
Пакер спускается в скважину толкателем, опирающимся торцом штока в конический бурт под штоком. Благодаря трению резиновой манжеты 2 о стенку обсадной колонны верхняя часть пакера отстает от нижней части и пакер спускается в скважину в «растянутом» состоянии, при котором шлипсы находятся в нижней части скошенных поверхностей конуса и не выходят за диаметральный габарит пакера. При этом перфорированный хвостовик толкателя удерживает откидной клапан в открытом положении, что обеспечивает течение жидкости из-под пакера вверх.
На необходимой глубине дальнейший спуск пакера в скважину прекращается и толкатель приподнимается на одну трубу. При подъеме толкателя сила трения тормозных башмаков удерживает фонарь от перемещения относительно обсадной колонны и бурт штока, приподнимая плашки, проходит через них и начинает поднимать фонарь, преодолевая силу трения башмаков. Плашки, освободившись от бурта, под действием пружин возвращаются в исходное горизонтальное положение. При повторном движении вниз толкатель опирается на седло пакера поверхностью и перемещает его вниз. Резиновые манжеты и оказывают тормозящее действие на нижнюю часть пакера, и шлипсы раздвигаются входящими в них косыми пазами конуса и вступают в контакт с обсадной трубой. Поскольку выступающие бурты шлипсов гладкие, под действием массы труб пакер скользит по обсадной колонне скважины до первого резьбового соединения, где кольцевые бурты шлипсов проваливаются в пространство муфты, а зубчатые поверхности шлипсов входят в контакт с обсадными трубами.
Посадка пакера в муфте обсадных труб определяется по прекращению движения насосно-компрессорных труб в скважину.
Надежность закрепления пакера в скважине проверяется по индикатору веса при закачке жидкости в насосно-компрессорные трубы. Для этого после установки пакера трубы приподнимаются так, чтобы индикатор веса показывал нагрузку на пакер в 1…2 т, и производится закачка жидкости в трубу при давлении 5…8 МПа в течение 15…20 минут. Неизменность показаний индикатора веса характеризует надежность закрепления пакера. Снижение нагрузки с индикатора веса свидетельствует о движении пакера вверх. В этом случае, продолжая закачку жидкости, следует производить медленный подъем труб до тех пор, пока пакер не закрепится в вышележащей муфте обсадных труб. После этого толкатель поднимается из скважины и в нее спускается соответствующее насосное оборудование — погружной электронасос или штанговый скважинный насос. Насос оборудуется специальным трубчатым фильтром. Под погружным электронасосом дополнительно устанавливается ловитель поясов.
При посадке насоса его фильтр проходит через внутренний канал пакера и открывает откидной клапан, а при подъеме насоса фильтр выходит из пакера и откидной клапан поп действием пружин и избыточного давления снизу закрывается, изолируя пласт от ствола скважины.
Снятие пакера с места установки и подъем его из скважины
Подъем пакера должен производиться только специальным ловителем, спускаемым в скважину на насосно-компрессорных трубах 73мм. Применение другого инструмента для подъема пакера запрещается.
Перед спуском ловителя в скважину проверить подвижность шлипса в пазу стержня ловителя. Шлипс должен под собственным весом легко, без заеданий опускаться в крайнее нижнее положение. Достигнув пакера, ловитель своим хвостовиком начинает входить во внутренний канал пакера. Длина входа ограничивается упором муфты ловителя в седло пакера. При подъеме ловителя зубчатый шлипс захватывает верхнюю часть пакера и начинает поднимать ее вверх. При этом в первое время нижняя часть пакера остается неподвижной, а его шлипсы сходятся к центру, выходя своими буртами из-под стыка обсадных труб.
Приложение
к договору № ______
от «___»__________ 20__г.
УТВЕРЖДАЮ: УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор ______________________
-Хантос» ______________________
____________// ____________/_________/
РЕГЛАМЕНТ
на спуск компоновки пакерного оборудования (КПО), спускаемой с УЭЦН, для изоляции водопритока на месторождениях
-Хантос»
г. Ханты-Мансийск
20_ г.
1.Подготовительные работы, проводимые бригадой КРС,
до начала работ по спуску оборудования:
1.1.Определение текущего забоя скважины, при необходимости его нормализацию до требуемой глубины, подтверждение забоя силами геофизической партии (ГФП), для получения точных данных о текущем забое. Возможно проведение данных работ при проведении комплекса геофизических исследований скважины (ГИС):
— ПГИ, (определение тех состояние эксплуатационной колонны).
— исследование на наличие заколонных перетоков и цемента в заколонном пространстве (АКЦ).
— «РГД» — по каждому из пластов приемистости в трех режимах закачки, в том числе при планируемом давлении закачки на водоводе.
Данные по результатам ГИС должны быть предоставлены Подрядчику не менее чем за 3 суток до начала работ по спуску пакерной компоновки на скважине, что даст возможность подобрать оптимальную компоновку.
1.2. При возникновении дополнительных работ (ликвидация заколонных перетоков, ликвидация негерметичности э/к), данные работы проводятся бригадой КРС по дополнительному плану и информация об этом указывается в наряд заказе на изоляцию водопритока.
1.3. Проведение работ по подготовке колонны к посадке пакеров (скреперование эксплуатационной колонны и ее шаблонирование), производится на 20 метров выше и ниже планируемых мест установки пакеров. Длина шаблона должна превышать длину используемого пакера на 0,5 м, диаметр шаблона должен быть на 3 мм более наибольшего наружного диаметра пакера. После скреперования и шаблонирования скважины производиться промывка забоя в объеме не менее полуторакратного объема скважины до чистой жидкости.
1.4. После проведения мероприятий по подготовке скважины к изоляции водопритока, представители -Хантос» дают заявку на завоз оборудования. Срок начала предоставления услуг Подрядчиком после получения заказа – 48 часов, это связано со временем транспортировки и подготовки оборудования Подрядчика по пакерам. Подрядчик высылает для согласования Заказчику схему оборудования.
1.5. Подрядчик по пакерам совместно с представителем КРС перед спуском в скважину проверяет пакера (визуальным осмотром определяется их техническое состояние, состояние резьбовых соединений). Разъединители, переводники, обратный клапан, НКТ входящие в состав компоновки, шаблонируются (соответствующим размером) и опрессовываются на герметичность с составлением акта с представителем подрядчика по КРС, подрядчиком по пакерам и представителем СКО и РС.
1.6. Колонна НКТ комплектуется по согласованию с ПО УДНГ -Хантос», трубы должны быть прошаблонированы: НКТ – 73 мм шаблоном Ø – 59,6 мм, НКТ – 89 мм шаблоном Ø – 72,7 мм, длиной — 1250 мм, согласно ГОСТ 633-80;
1.8. При установке переводников проверять их проходимость соответствующим шаблоном;
1.9. Скорость спуска компоновки не должна превышать величины 0.25 м/сек, а в интервалах с интенсивностью набора кривизны более чем 1,5 градуса на 10 метров, при прохождении пакером интервалов перфорации, перехода в эксплуатационную колонну меньшего диаметра – не более 0,1 м/сек;
1.10. При спуске руководствоваться прилагаемой схемой пакерной компоновки.
2. Сборка, спуск и установка (посадка) скважинной однопакерной компоновки для изоляции водопритока.
2.1. До начала спуска УЭЦН замерить длину подпакерной части лифта. Предварительно, до монтажа пакера, рассчитать, как будут располагаться в скважине УЭЦН и пакер при посадке, учитывая расположение муфт эксплуатационной колонны и возможности подгонки. Допускается отклонение от плановой глубины спуска до ±5 м. При необходимости завезти дополнительных подгоночных патрубков НКТ-73мм.
2.2. Спустить расчетное количество НКТ подпакерного лифта с шаблонировкой НКТ.
2.3. Выполнить монтаж пакера в соответствии с руководством по эксплуатации. До заделки кабеля проверить работу механического якоря пакера. После заделки кабеля, до установки манжет проверить ход конуса пакера. Установить клямсы под верхним переводником, между мех. якорем и нижней муфтой НКТ (ближе к муфте) и под муфтой.
2.4. По окончании работ по сборке компоновки выполнить испытание лифта на герметичность давлением 60 кгс/см2 в течение 30 минут.
2.5. Если предусмотрено плановой схемой, установить верхний сливной клапан, через пять НКТ установить репер – патрубок НКТ 73 мм длинной 3 м.
2.6. Перед началом спуска компоновки провести инструктаж рабочей вахте, о режиме спуска компоновки, с записью в вахтовом журнале бригады КРС.
2.7. Уточнить у мастера бригады КРС наличие записи локатора муфт эксплуатационной колонны или глубину расположения муфт эксплуатационной колонны в интервалах установки пакера.
2.8. По окончании спуска компоновки на заданную глубину выполнить испытание лифта на герметичность давлением 60 кгс/см2 в течение 30 минут.
2.9. Перед выполнением работ по привязке компоновки предупредить начальника партии ГИС о наличии и глубине установки верхнего сливного (сбивного) клапана. Привязку выполнить по реперному патрубку.
2.10. После привязки компоновки по ГК и МЛМ по данным интерпретации определить глубину спуска пакера, учесть длину части НКТ, оставшуюся выше верхнего фланца крестовины во время привязки, так как эта часть НКТ при посадке прибавится к глубине спуска. Так же необходимо учесть, что для создания компрессии на пакер необходимо поднять компоновку на расчетную высоту и величина высоты подъёма вычитается из глубины установки пакера.
Расчет глубины установки пакера Нсп:
Нсп=LНКТ+ LК+a-hК+R,
где LНКТ – длина лифта НКТ над пакером (основной надпакерный лифт),
LК – суммарная длина элементов компоновки расположенных выше пакера (сливной клапан, монтажные и подгоночные патрубки, репер),
а – расстояние от верхней муфты НКТ до фланца крестовины ФА во время привязки,
hК – высота подъёма пакера перед посадкой для создания компрессии на пакер,
R – расстояние Фланец-Ротор (стол ротора – указывается в Плане работ) ***,
*** если в Плане работ указано расстояние Муфта-Ротор, то из значения «муфта-ротор» нужно вычесть высоту колонной головки и крестовины.
Данный расчет определяет положение пакера по верху, положение средней пакерной манжеты – ниже на 0,5 м.
2.11. Рассчитать величину подгонки пакера в заданное планом работ место посадки, учитывая расположение муфт эксплуатационной колонны. Пакер, при посадке не должен попадать на муфты эксплуатационной колонны. Посадка пакера ближе, чем в 2-х метрах от муфты эксплуатационной колонны так же не рекомендуется.
2.12. После выполнения подгонки, перед установкой пакера, проверяется вес лифта НКТ на подъём и на спуск. Для проверки веса НКТ на подъём, поднимать колонну НКТ не менее чем на 5 метров после стабилизации показаний индикатора веса. Выбрать среднее значение показаний индикатора веса. Необходимо помнить, что после хода вверх пакер переходит в посадочное положение, поэтому медленно опустить компоновку до собственного веса на спуск (величина отмечается в конце спуска компоновки) до начала разгрузки, затем поднять до собственного веса на подъём + 0,5-1 м.
2.13. Посадить пакер согласно Руководству по эксплуатации.
2.14. При посадке пакера необходимо знать, что из общей нагрузки на пакер на манжеты рапределяется только часть нагрузки – из общей нагрузки на пакер вычитается вес подпакерного лифта.
2.15. Гидравлические испытания пакера давлением проводятся в случаях, если на УЭЦН установлен ТМС – имеется возможность регистрации давления в ходе гидравлических испытаний, или когда известна приемистость изолированного пакером интервала.
3. Извлечение компоновки
3.1 Перевод пакера в транспортное положение осуществляется осевым перемещением колонны НКТ вверх, при этом необходимо выполнить следующие условия:
3.1.1 Медленно поднять колонну НКТ до собственного веса компоновки на подъём (данные указаны в «Акте на монтаж, спуск и установку двухпакерной компоновки» — приложение № 2 к Регламенту), остановить подъём на 1 час для снятия остаточной деформации с пакерных манжет.
3.1.2 Медленно поднять колонну НКТ до появления «затяжки» сверх собственного веса на 1-1,5 тн остановить на 5-10 минут, плавно снизить нагрузку на 1-1,5 тн. Медленно поднять компоновку до нагрузки сверх собственного веса на 3 тн, плавно снизить нагрузку до собственного веса на подъём. Продолжить срыв пакера по вышеописанной процедуре, увеличивая величину нагрузки сверх собственного веса поэтапно по 1-1,5 тн, не превышая допустимой страгивающей нагрузки резьбовых соединений спущенных НКТ, до освобождения пакера – падения веса колонны НКТ до собственного веса на подъём.
3.2 Произвести подъём компоновки до пакера.
3.3 Для извлечения пакера выполнить следующие требования:
3.3.1 Демонтировать спайдер, убрать обтиратор;
3.3.2 Проверить центровку мачты относительно устья скважины;
3.3.3 Пакер поднимать на устье на пониженной скорости, следить за прохождением плашечного узла через устьевую арматуру. Если плашечный узел забит клямсами и плашки раздвинуты от ствола, удалить все посторонние предметы из плашечного узла.
3.4 Демонтировать пакер. Если по причине повреждения разборка пакера невозможна, согласовать с технологической службой Заказчика рубку кабеля. После рубки кабеля отвернуть пакер в сборе.
4. Сборка, спуск и установка (посадка) двухпакерной компоновки, спускаемой с УЭЦН целью изоляции негерметичности эксплуатационной колонны с возможностью отвода газа из подпакерной зоны в затрубное пространство над пакерами.
4.1. Произвести проверку пакеров, согласно инструкции по их эксплуатации, в частности, проверить состояние уплотнительных манжет (должны быть новыми, повреждения по наружной поверхности недопустимы) и их диаметров (с помощью контр-гайки необходимо отрегулировать и обеспечить правильное положение манжет, при чем наружный их диаметр не должен превышать наружный диаметр гайки); состояние плашек.
4.2. Перед началом сборки компоновки необходимо расставить оборудование для вымотки и монтажа кабеля входящего в состав компоновки. Пропустить вилку кабеля через составные части в порядке их демонтажа со ствола пакера и закрепить на месте необходимом для безпрепятственного прохода кабеля.
4.3. Подготовить необходимое количество НКТ-48мм с специальными патрубками НКТ-48мм длиной 3 м и специально подготовленными участками (обточенными до Днар=45мм), для герметичного плавающего соединения с ВГУ 73/73-45 и НГУ 73/73-45.
4.4. Произвести сборку, спуск компоновки согласно схемы:
— Установка ЭЦН – (обязательно использование диспергатора)
— Обратный клапан УЭЦН (по согласованию с Заказчиком)
— НКТ-73мм
— НГУ 73/73-45
— Патрубок НКТ-73мм L=0,5 м
— Пакер
— НКТ-73мм ( согласно схемы)
— Составление и спуск внутреннего лифта НКТ-48мм
— Пакер
— Патрубок НКТ-73мм L=0,5 м (при необходимости)
— ВГУ 73/73-45
— НКТ**** (основной лифт)
После сборки компоновки с установкой внутреннего лифта из НКТ-48мм, необходимо произвести опрессовку трубного пространства компоновки на предмет определения герметичности установки внутреннего лифта и обратного клапана УЭЦН.
4.5. Спустить пакерную компоновку с обеспечением требований спуска для используемых типов пакеров.
4.6. Зафиксировать собственный вес колонны НКТ при завершении операции спуска, т. е. спустить медленно несколько последних труб и при спуске измерить G1 (тн), а затем поднять и при подъёме измерить G2 (тн).
4.7. Провести после спуска компоновки и колонны НКТ контрольное шаблонирование с помощью канатной техники путем спуска шаблона D=____ мм (в качестве него можно использовать рабочий инструмент канатной техники).
4.8. При достижении плановой глубины посадки пакера (по мере бр. КРС), силами геофизической партии производится привязка, с обязательным обозначением муфт эксплуатационной колонны в интервале посадки пакера. На момент окончания операции по привязке местонахождения пакера необходимо иметь в бригаде каротажную карту с предыдущих геофизических исследований.
4.9 Произвести демонтаж устьевого оборудования (превентор, спайдер).
4.10 Смонтировать планшайбу. Затем кабель, продеть через устьевой кабельный ввод. Закрепить кабель при помощи монтажных поясов к НКТ под планшайбой.
4.11 Произвести расчет величины подрыва колонны НКТ с компоновкой под планшайбу. Установить (посадить) пакера согласно Руководству по эксплуатации. Провести контрольную опрессовку трубной части компоновки.
4.12 Стравить давление в трубном пространстве, приступить к работам по запуску скважины.
5. Заключительные работы.
После монтажа на устье оборудования (пакера) должна быть составлена фактическая схема сборки с указанием всех маркировок элементов пакерной компоновки и УЭЦН, а также указанием линейных и диаметральных размеров. Ответственность — Подрядчик по пакерам и Подрядчик по ЭПУ. После полного спуска компоновки, в схеме указывается фактическая характеристика лифта НКТ. Ответственность — мастер КРС. Данная схема подписывается представителем Подрядчика по пакерам, Подрядчиком ЭПУ и мастером КРС. Данная схема, вместе с листом замера НКТ, передаётся в цех УДНГ.
Акт на монтаж, спуск и установку пакерА в компоновке с УЭЦН
от «____» _______ 20__ г.
скважина № | куст № | предприятие |
Месторождение | бригада КРС № | Мастер |
Данные по подготовке скважины к спуску пакера |
СПО скрепера СК — Скреперование интервала: м |
СПО шаблона Ø мм. Наличие затяжек, посадок: |
Данные по смонтированному оборудованию | Дата монтажа компоновки: | |
Типоразмер оборудования | Заводской номер | Состояние оборудования |
ХХХХХ — — К2 | новый / ревизированный (Б/У) | |
Проверка пакера на устье после монтажа: |
спуск пакера | Дата начала спуска компоновки: |
Осложнения при спуске: | |
Дата окончания спуска компоновки: |
посадка пакера | Дата посадки пакера | |||
Определение глубины спуска по мере НКТ / ГК и МЛМ (ненужное убрать) | ||||
Подгонка пакеров: | ||||
ИВЭ-50 № датчик № | дата очередной поверки: | |||
Gподъём = тн | Gспуск = тн | Gсобственный= тн | Gостаточный.= тн | Нкомпресии= м |
Пакер ХХХХХХХХ установлен на глубине м. Нагрузка на пакер после посадки тн | ||||
Сопротивление изоляции кабеля после посадки пакера МОм | ||||
Испытание лифта НКТ на герметичность | ||||
Испытание пакеров на герметичность не проводится – негерметичность э/к выше пакера |
Технолог _______________ |
Мастер бригады ТКРС № _____ |
А К Т
На демонтаж ПАКЕРА В КОМПОНОВКЕ С уЭЦН
« ____ » ___________________ 20__ г.
скважина № ___________ куст № __________
месторождение _________________________
Мы, нижеподписавшиеся,
Представитель «Заказчика» _________________________________________________________________, технолог ООО________________________________ ___________________________________,
мастер бригады КРС № __________________________________________________________,
составили настоящий акт о том, что на скважине № ____________ куст № ________
______________________ месторождения выполнены работы по демонтажу компоновки УЭЦН с пакером ХХХХХХ
Компоновка установлена в скважине «____» _______________ 201__ г.
Причина подъёма _______________________________________________________
Максимальная нагрузка при срыве пакера ________ тн
Осложнения при подъёме: ________________________________________________
Результаты осмотра: Пакер ХХХХХХХ-______-_____ К2 заводской № ____________________
Состояние резиновых герметизаторов: |
Состояние мех. якоря: |
Состояние кабельного канала: |
Состояние конуса: |
Состояние ствола: |
Прочие недостатки, примечания: |
Представитель «Заказчика» _____________________________________________
Технолог __________ _____________________________________________
Мастер бригады ТКРС № ________________________________________________
наименование организации, подпись, фамилия и. о.