Как правильна сажать пакера

Подготовка к работе и спуск в скважину

Для спуска пакера необходимо подготовить скважину промывкой ствола и шаблонированием на глубину спуска пакера. В качестве шаблона, как правило, применяются резиновые манжеты пакера. Допускается производить шаблонирование скважины металлическим шаблоном 123-0,5 мм длиной 1 м для обсадной колонны 146 мм и шаблоном 140-0,5 мм той же длины для обсадной колонны 168 мм.

Спуск и подъем шаблона должны производиться без прихватов на всей глубине шаблонирования. Резиновые манжеты шаблона после подъема должны быть в исправном состоянии. Металлический шаблон не должен иметь рисок и задиров, свидетельствующих о неисправности обсадной колонны.

Спуск пакера производится только в заглубленную скважину; не допускается производить спуск пакера в скважину с признаками фонтанирования.

Пакер проверяется на целостность резиновых манжет, резинового кольца и пружин, а также на подвижность верхней части пакера относительно нижней и правильность прилегания клапане к седлу (внешним осмотром).

Пакер вручную устанавливается в устье скважины. Затем во внутренний канал пакера заводится толкатель, соединенный с первой трубой подвешенной на крюке талевой системы.

Верхняя часть пакера удерживается в поднятом положении, пока верхняя манжета не войдет в обсадную колонну. При этом фонарь толкателя должен находиться выше бурта штока во избежание его преждевременного запирания под буртом.

Спуск пакера происходит под действием веса труб через толкатель. В течение всего спуска не допускается производить подъем колонны труб, т.к. это приведет к преждевременному переключению фонаря толкателя и сделает невозможным дальнейший спуск пакера. Подъем труб для освобождения элеватора производится не более чем, на 10…20 см.

Во избежание порчи резиновых манжет скорость спуска пакера в скважину не должна превышать 0,1 м/с (примерно одна труба в минуту).

Пакер спускается в скважину толкателем, опирающимся торцом штока в конический бурт под штоком. Благодаря трению резиновой манжеты 2 о стенку обсадной колонны верхняя часть пакера отстает от нижней части и пакер спускается в скважину в «растянутом» состоянии, при котором шлипсы находятся в нижней части скошенных поверхностей конуса и не выходят за диаметральный габарит пакера. При этом перфорированный хвостовик толкателя удерживает откидной клапан в открытом положении, что обеспечивает течение жидкости из-под пакера вверх.

На необходимой глубине дальнейший спуск пакера в скважину прекращается и толкатель приподнимается на одну трубу. При подъеме толкателя сила трения тормозных башмаков удерживает фонарь от перемещения относительно обсадной колонны и бурт штока, приподнимая плашки, проходит через них и начинает поднимать фонарь, преодолевая силу трения башмаков. Плашки, освободившись от бурта, под действием пружин возвращаются в исходное горизонтальное положение. При повторном движении вниз толкатель опирается на седло пакера поверхностью и перемещает его вниз. Резиновые манжеты и оказывают тормозящее действие на нижнюю часть пакера, и шлипсы раздвигаются входящими в них косыми пазами конуса и вступают в контакт с обсадной трубой. Поскольку выступающие бурты шлипсов гладкие, под действием массы труб пакер скользит по обсадной колонне скважины до первого резьбового соединения, где кольцевые бурты шлипсов проваливаются в пространство муфты, а зубчатые поверхности шлипсов входят в контакт с обсадными трубами.

Посадка пакера в муфте обсадных труб определяется по прекращению движения насосно-компрессорных труб в скважину.

Надежность закрепления пакера в скважине проверяется по индикатору веса при закачке жидкости в насосно-компрессорные трубы. Для этого после установки пакера трубы приподнимаются так, чтобы индикатор веса показывал нагрузку на пакер в 1…2 т, и производится закачка жидкости в трубу при давлении 5…8 МПа в течение 15…20 минут. Неизменность показаний индикатора веса характеризует надежность закрепления пакера. Снижение нагрузки с индикатора веса свидетельствует о движении пакера вверх. В этом случае, продолжая закачку жидкости, следует производить медленный подъем труб до тех пор, пока пакер не закрепится в вышележащей муфте обсадных труб. После этого толкатель поднимается из скважины и в нее спускается соответствующее насосное оборудование — погружной электронасос или штанговый скважинный насос. Насос оборудуется специальным трубчатым фильтром. Под погружным электронасосом дополнительно устанавливается ловитель поясов.

При посадке насоса его фильтр проходит через внутренний канал пакера и открывает откидной клапан, а при подъеме насоса фильтр выходит из пакера и откидной клапан поп действием пружин и избыточного давления снизу закрывается, изолируя пласт от ствола скважины.

Снятие пакера с места установки и подъем его из скважины

Подъем пакера должен производиться только специальным ловителем, спускаемым в скважину на насосно-компрессорных трубах 73мм. Применение другого инструмента для подъема пакера запрещается.

Перед спуском ловителя в скважину проверить подвижность шлипса в пазу стержня ловителя. Шлипс должен под собственным весом легко, без заеданий опускаться в крайнее нижнее положение. Достигнув пакера, ловитель своим хвостовиком начинает входить во внутренний канал пакера. Длина входа ограничивается упором муфты ловителя в седло пакера. При подъеме ловителя зубчатый шлипс захватывает верхнюю часть пакера и начинает поднимать ее вверх. При этом в первое время нижняя часть пакера остается неподвижной, а его шлипсы сходятся к центру, выходя своими буртами из-под стыка обсадных труб.

Читайте также:  Как сажать чесночные бульбочки весной

Источник

Приложение

к договору № ______

от «___»__________ 20__г.

УТВЕРЖДАЮ: УТВЕРЖДАЮ:

Генеральный директор ______________________

-Хантос» ______________________

____________// ____________/_________/

РЕГЛАМЕНТ

на спуск компоновки пакерного оборудования (КПО), спускаемой с УЭЦН, для изоляции водопритока на месторождениях

-Хантос»

г. Ханты-Мансийск

20_ г.

1.Подготовительные работы, проводимые бригадой КРС,

до начала работ по спуску оборудования:

1.1.Определение текущего забоя скважины, при необходимости его нормализацию до требуемой глубины, подтверждение забоя силами геофизической партии (ГФП), для получения точных данных о текущем забое. Возможно проведение данных работ при проведении комплекса геофизических исследований скважины (ГИС):

— ПГИ, (определение тех состояние эксплуатационной колонны).

— исследование на наличие заколонных перетоков и цемента в заколонном пространстве (АКЦ).

— «РГД» — по каждому из пластов приемистости в трех режимах закачки, в том числе при планируемом давлении закачки на водоводе.

Данные по результатам ГИС должны быть предоставлены Подрядчику не менее чем за 3 суток до начала работ по спуску пакерной компоновки на скважине, что даст возможность подобрать оптимальную компоновку.

1.2. При возникновении дополнительных работ (ликвидация заколонных перетоков, ликвидация негерметичности э/к), данные работы проводятся бригадой КРС по дополнительному плану и информация об этом указывается в наряд заказе на изоляцию водопритока.

1.3. Проведение работ по подготовке колонны к посадке пакеров (скреперование эксплуатационной колонны и ее шаблонирование), производится на 20 метров выше и ниже планируемых мест установки пакеров. Длина шаблона должна превышать длину используемого пакера на 0,5 м, диаметр шаблона должен быть на 3 мм более наибольшего наружного диаметра пакера. После скреперования и шаблонирования скважины производиться промывка забоя в объеме не менее полуторакратного объема скважины до чистой жидкости.

1.4. После проведения мероприятий по подготовке скважины к изоляции водопритока, представители -Хантос» дают заявку на завоз оборудования. Срок начала предоставления услуг Подрядчиком после получения заказа – 48 часов, это связано со временем транспортировки и подготовки оборудования Подрядчика по пакерам. Подрядчик высылает для согласования Заказчику схему оборудования.

1.5. Подрядчик по пакерам совместно с представителем КРС перед спуском в скважину проверяет пакера (визуальным осмотром определяется их техническое состояние, состояние резьбовых соединений). Разъединители, переводники, обратный клапан, НКТ входящие в состав компоновки, шаблонируются (соответствующим размером) и опрессовываются на герметичность с составлением акта с представителем подрядчика по КРС, подрядчиком по пакерам и представителем СКО и РС.

1.6. Колонна НКТ комплектуется по согласованию с ПО УДНГ -Хантос», трубы должны быть прошаблонированы: НКТ – 73 мм шаблоном Ø – 59,6 мм, НКТ – 89 мм шаблоном Ø – 72,7 мм, длиной — 1250 мм, согласно ГОСТ 633-80;

1.8. При установке переводников проверять их проходимость соответствующим шаблоном;

1.9. Скорость спуска компоновки не должна превышать величины 0.25 м/сек, а в интервалах с интенсивностью набора кривизны более чем 1,5 градуса на 10 метров, при прохождении пакером интервалов перфорации, перехода в эксплуатационную колонну меньшего диаметра – не более 0,1 м/сек;

1.10. При спуске руководствоваться прилагаемой схемой пакерной компоновки.

2. Сборка, спуск и установка (посадка) скважинной однопакерной компоновки для изоляции водопритока.

2.1.   До начала спуска УЭЦН замерить длину подпакерной части лифта. Предварительно, до монтажа пакера, рассчитать, как будут располагаться в скважине УЭЦН и пакер при посадке, учитывая расположение муфт эксплуатационной колонны и возможности подгонки. Допускается отклонение от плановой глубины спуска до ±5 м. При необходимости завезти дополнительных подгоночных патрубков НКТ-73мм.

2.2.   Спустить расчетное количество НКТ подпакерного лифта с шаблонировкой НКТ.

2.3.   Выполнить монтаж пакера в соответствии с руководством по эксплуатации. До заделки кабеля проверить работу механического якоря пакера. После заделки кабеля, до установки манжет проверить ход конуса пакера. Установить клямсы под верхним переводником, между мех. якорем и нижней муфтой НКТ (ближе к муфте) и под муфтой.

2.4.   По окончании работ по сборке компоновки выполнить испытание лифта на герметичность давлением 60 кгс/см2 в течение 30 минут.

2.5.   Если предусмотрено плановой схемой, установить верхний сливной клапан, через пять НКТ установить репер – патрубок НКТ 73 мм длинной 3 м.

2.6.   Перед началом спуска компоновки провести инструктаж рабочей вахте, о режиме спуска компоновки, с записью в вахтовом журнале бригады КРС.

2.7.   Уточнить у мастера бригады КРС наличие записи локатора муфт эксплуатационной колонны или глубину расположения муфт эксплуатационной колонны в интервалах установки пакера.

Читайте также:  Как сажать орешник семенами

2.8.  По окончании спуска компоновки на заданную глубину выполнить испытание лифта на герметичность давлением 60 кгс/см2 в течение 30 минут.

2.9.  Перед выполнением работ по привязке компоновки предупредить начальника партии ГИС о наличии и глубине установки верхнего сливного (сбивного) клапана. Привязку выполнить по реперному патрубку.

2.10.  После привязки компоновки по ГК и МЛМ по данным интерпретации определить глубину спуска пакера, учесть длину части НКТ, оставшуюся выше верхнего фланца крестовины во время привязки, так как эта часть НКТ при посадке прибавится к глубине спуска. Так же необходимо учесть, что для создания компрессии на пакер необходимо поднять компоновку на расчетную высоту и величина высоты подъёма вычитается из глубины установки пакера.

Расчет глубины установки пакера Нсп:

Нсп=LНКТ+ LК+a-hК+R,

где LНКТ – длина лифта НКТ над пакером (основной надпакерный лифт),

LК – суммарная длина элементов компоновки расположенных выше пакера (сливной клапан, монтажные и подгоночные патрубки, репер),

а – расстояние от верхней муфты НКТ до фланца крестовины ФА во время привязки,

hК – высота подъёма пакера перед посадкой для создания компрессии на пакер,

R – расстояние Фланец-Ротор (стол ротора – указывается в Плане работ) ***,

*** если в Плане работ указано расстояние Муфта-Ротор, то из значения «муфта-ротор» нужно вычесть высоту колонной головки и крестовины.

Данный расчет определяет положение пакера по верху, положение средней пакерной манжеты – ниже на 0,5 м.

2.11.  Рассчитать величину подгонки пакера в заданное планом работ место посадки, учитывая расположение муфт эксплуатационной колонны. Пакер, при посадке не должен попадать на муфты эксплуатационной колонны. Посадка пакера ближе, чем в 2-х метрах от муфты эксплуатационной колонны так же не рекомендуется.

2.12.  После выполнения подгонки, перед установкой пакера, проверяется вес лифта НКТ на подъём и на спуск. Для проверки веса НКТ на подъём, поднимать колонну НКТ не менее чем на 5 метров после стабилизации показаний индикатора веса. Выбрать среднее значение показаний индикатора веса. Необходимо помнить, что после хода вверх пакер переходит в посадочное положение, поэтому медленно опустить компоновку до собственного веса на спуск (величина отмечается в конце спуска компоновки) до начала разгрузки, затем поднять до собственного веса на подъём + 0,5-1 м.

2.13.  Посадить пакер согласно Руководству по эксплуатации.

2.14.  При посадке пакера необходимо знать, что из общей нагрузки на пакер на манжеты рапределяется только часть нагрузки – из общей нагрузки на пакер вычитается вес подпакерного лифта.

2.15.  Гидравлические испытания пакера давлением проводятся в случаях, если на УЭЦН установлен ТМС – имеется возможность регистрации давления в ходе гидравлических испытаний, или когда известна приемистость изолированного пакером интервала.

3. Извлечение компоновки

3.1  Перевод пакера в транспортное положение осуществляется осевым перемещением колонны НКТ вверх, при этом необходимо выполнить следующие условия:

3.1.1  Медленно поднять колонну НКТ до собственного веса компоновки на подъём (данные указаны в «Акте на монтаж, спуск и установку двухпакерной компоновки» — приложение № 2 к Регламенту), остановить подъём на 1 час для снятия остаточной деформации с пакерных манжет.

3.1.2  Медленно поднять колонну НКТ до появления «затяжки» сверх собственного веса на 1-1,5 тн остановить на 5-10 минут, плавно снизить нагрузку на 1-1,5 тн. Медленно поднять компоновку до нагрузки сверх собственного веса на 3 тн, плавно снизить нагрузку до собственного веса на подъём. Продолжить срыв пакера по вышеописанной процедуре, увеличивая величину нагрузки сверх собственного веса поэтапно по 1-1,5 тн, не превышая допустимой страгивающей нагрузки резьбовых соединений спущенных НКТ, до освобождения пакера – падения веса колонны НКТ до собственного веса на подъём.

3.2  Произвести подъём компоновки до пакера.

3.3  Для извлечения пакера выполнить следующие требования:

3.3.1  Демонтировать спайдер, убрать обтиратор;

3.3.2  Проверить центровку мачты относительно устья скважины;

3.3.3  Пакер поднимать на устье на пониженной скорости, следить за прохождением плашечного узла через устьевую арматуру. Если плашечный узел забит клямсами и плашки раздвинуты от ствола, удалить все посторонние предметы из плашечного узла.

3.4  Демонтировать пакер. Если по причине повреждения разборка пакера невозможна, согласовать с технологической службой Заказчика рубку кабеля. После рубки кабеля отвернуть пакер в сборе.

4.  Сборка, спуск и установка (посадка) двухпакерной компоновки, спускаемой с УЭЦН целью изоляции негерметичности эксплуатационной колонны с возможностью отвода газа из подпакерной зоны в затрубное пространство над пакерами.

4.1.  Произвести проверку пакеров, согласно инструкции по их эксплуатации, в частности, проверить состояние уплотнительных манжет (должны быть новыми, повреждения по наружной поверхности не­допустимы) и их диаметров (с помощью контр-гайки необходимо отрегулировать и обеспечить правильное положение манжет, при чем наружный их диаметр не должен превышать наружный диаметр гайки); состояние плашек.

Читайте также:  Каменная роза как и когда сажать

4.2.  Перед началом сборки компоновки необходимо расставить оборудование для вымотки и монтажа кабеля входящего в состав компоновки. Пропустить вилку кабеля через составные части в порядке их демонтажа со ствола пакера и закрепить на месте необходимом для безпрепятственного прохода кабеля.

4.3.  Подготовить необходимое количество НКТ-48мм с специальными патрубками НКТ-48мм длиной 3 м и специально подготовленными участками (обточенными до Днар=45мм), для герметичного плавающего соединения с ВГУ 73/73-45 и НГУ 73/73-45.

4.4.  Произвести сборку, спуск компоновки согласно схемы:

— Установка ЭЦН – (обязательно использование диспергатора)

— Обратный клапан УЭЦН (по согласованию с Заказчиком)

— НКТ-73мм

— НГУ 73/73-45

— Патрубок НКТ-73мм L=0,5 м

— Пакер

— НКТ-73мм ( согласно схемы)

— Составление и спуск внутреннего лифта НКТ-48мм

— Пакер

— Патрубок НКТ-73мм L=0,5 м (при необходимости)

— ВГУ 73/73-45

— НКТ**** (основной лифт)

После сборки компоновки с установкой внутреннего лифта из НКТ-48мм, необходимо произвести опрессовку трубного пространства компоновки на предмет определения герметичности установки внутреннего лифта и обратного клапана УЭЦН.

4.5.  Спустить пакерную компоновку с обеспечением требований спуска для используемых типов пакеров.

4.6.  Зафиксировать собственный вес колонны НКТ при завершении операции спуска, т. е. спустить медленно несколько последних труб и при спуске измерить G1 (тн), а затем поднять и при подъёме измерить G2 (тн).

4.7.  Провести после спуска компоновки и колонны НКТ контрольное шаблонирование с помощью канатной техники путем спуска шаблона D=____ мм (в качестве него можно использовать рабочий инструмент канатной техники).

4.8.  При достижении плановой глубины посадки пакера (по мере бр. КРС), силами геофизической партии производится привязка, с обязательным обозначением муфт эксплуатационной колонны в интервале посадки пакера. На момент окончания операции по привязке местонахождения пакера необходимо иметь в бригаде каротажную карту с предыдущих геофизических исследований.

4.9 Произвести демонтаж устьевого оборудования (превентор, спайдер).

4.10 Смонтировать планшайбу. Затем кабель, продеть через устьевой кабельный ввод. Закрепить кабель при помощи монтажных поясов к НКТ под планшайбой.

4.11 Произвести расчет величины подрыва колонны НКТ с компоновкой под планшайбу. Установить (посадить) пакера согласно Руководству по эксплуатации. Провести контрольную опрессовку трубной части компоновки.

4.12  Стравить давление в трубном пространстве, приступить к работам по запуску скважины.

5.  Заключительные работы.

После монтажа на устье оборудования (пакера) должна быть составлена фактическая схема сборки с указанием всех маркировок элементов пакерной компоновки и УЭЦН, а также указанием линейных и диаметральных размеров. Ответственность — Подрядчик по пакерам и Подрядчик по ЭПУ. После полного спуска компоновки, в схеме указывается фактическая характеристика лифта НКТ. Ответственность — мастер КРС. Данная схема подписывается представителем Подрядчика по пакерам, Подрядчиком ЭПУ и мастером КРС. Данная схема, вместе с листом замера НКТ, передаётся в цех УДНГ.

Акт на монтаж, спуск и установку пакерА в компоновке с УЭЦН

от «____» _______ 20__ г.

скважина №

куст №

предприятие

Месторождение

бригада КРС №

Мастер

Данные по подготовке скважины к спуску пакера

СПО скрепера СК — Скреперование интервала: м

СПО шаблона Ø мм. Наличие затяжек, посадок:

Данные по смонтированному оборудованию

Дата монтажа компоновки:

Типоразмер оборудования

Заводской номер

Состояние оборудования

ХХХХХ — — К2

новый / ревизированный (Б/У)

Проверка пакера на устье после монтажа:

спуск пакера

Дата начала спуска компоновки:

Осложнения при спуске:

Дата окончания спуска компоновки:

посадка пакера

Дата посадки пакера

Определение глубины спуска по мере НКТ / ГК и МЛМ (ненужное убрать)

Подгонка пакеров:

ИВЭ-50 № датчик №

дата очередной поверки:

Gподъём = тн

Gспуск = тн

Gсобственный= тн

Gостаточный.= тн

Нкомпресии= м

Пакер ХХХХХХХХ установлен на глубине м. Нагрузка на пакер после посадки тн

Сопротивление изоляции кабеля после посадки пакера МОм

Испытание лифта НКТ на герметичность

Испытание пакеров на герметичность не проводится – негерметичность э/к выше пакера

Технолог _______________

Мастер бригады ТКРС № _____

А К Т

На демонтаж ПАКЕРА В КОМПОНОВКЕ С уЭЦН

« ____ » ___________________ 20__ г.

скважина № ___________ куст № __________

месторождение _________________________

Мы, нижеподписавшиеся,

Представитель «Заказчика» _________________________________________________________________, технолог ООО________________________________ ___________________________________,

мастер бригады КРС № __________________________________________________________,

составили настоящий акт о том, что на скважине № ____________ куст № ________

______________________ месторождения выполнены работы по демонтажу компоновки УЭЦН с пакером ХХХХХХ

Компоновка установлена в скважине «____» _______________ 201__ г.

Причина подъёма _______________________________________________________

Максимальная нагрузка при срыве пакера ________ тн

Осложнения при подъёме: ________________________________________________

Результаты осмотра: Пакер ХХХХХХХ-______-_____ К2 заводской № ____________________

Состояние резиновых герметизаторов:

Состояние мех. якоря:

Состояние кабельного канала:

Состояние конуса:

Состояние ствола:

Прочие недостатки, примечания:

Представитель «Заказчика» _____________________________________________

Технолог __________ _____________________________________________

Мастер бригады ТКРС № ________________________________________________

наименование организации, подпись, фамилия и. о.

Источник